Сон и здоровье

14. Ноябрь 2008 | Категория: здоровье

Наверное, один из самых первых вопросов, которые возникали еще на заре человечества, был вопрос о сне, его появлении, природе сновидений, значении для здоровья. В наши дни каждый взрослый, да и, пожалуй, ребенок, начиная с дошкольного возраста, знает ту истину, что сон совершенно необходим для здоровья и нормального развития человека. Более того, точно установлено, что сон представляет собой важнейшее условие сохранения здоровья и работоспособности в любом возрасте. Кто из родителей не знает, что если ребенок хорошо выспался, то он будет весело, с увлечением играть, заниматься и трудиться. Между тем нарушения режима сна, го гигиены и, как следствие этого, различные расстройства в виде сонливости или бессонницы за последние годы начинают встречаться довольно часто не только у взрослых, но и у детей, включая малышей. Необходимо понимание родителями природы сна, знание его физиологических основ. Такое знание поможет осуществить правильную организацию чередования периодов бодрствования и сна, предупредить его нарушения, а в некоторых? случаях и выправить начинающиеся расстройства без специального врачебного вмешательства. Надо четко себе представлять, что качество и глубина сна ребенка  зависят от нервного состояния окружающих его взрослых, их жизненного ритма и создания условий для  детей.

Прежде чем дать советы по правилам гигиены сна, попытаемся разобраться в сути формулировки, ставшей аксиомой: "сон-основа здоровья ребенка". С одной стороны, сон рассматривается как счастье. Так, У. Шекспир писал: "Сон - источник всех сил, для больной души, вкуснейшее из блюд в земном пиру". Издавна считалось, что сон - это отдых. Тогда непонятным было поведение маленьких детей, которые спят большую часть суток. Отчего же они отдыхают?  Или, предположим, взрослый человек, хорошо выспался за ночь, а потом на каком-нибудь заседании или даже по дороге на работу вдруг задремлет? Где же тут утомление от трудовой деятельности? С другой стороны, многие сравнивают сон со смертью или с состоянием, близким к ней, о чем свидетельствуют поговорки: "спит как убитый" или "спит мертвецким сном". История научного изучения природы сна насчитывает много десятилетий, однако на вопрос, почему мы спим, окончательного ответа пока еще нет. А вот на вопрос, почему сон бывает по ночам, исчерпывающий ответ дает биоритмология. Вероятно, исторически ночной сон возник у человека и большинства животных в результате приспособления их к темной части суток, поскольку вести ночью активный образ жизни гораздо сложнее. Для этого необходимы повышенная острота зрения в темноте, более хорошие слух и обоняние. Вынужденное отсутствие активности в ночное время побуждало наших далеких предков к пассивному отдыху, назначением которого была наиболее полная разгрузка физиологических систем организма, энергично функционировавших днем. Какие же факторы определяют развитие сонного состояния? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале попытаемся разобраться в состоянии бодрствования, чем оно поддерживается и обусловливается. Интересно то обстоятельство, что лишь в последнее время формируется представление о бодрствовании как об очень сложном по своему происхождению явлении. Это состояние обеспечивается специальной тонко организованной системой мозга, расположенной преимущественно в его подкорковых структурах и получившей название активирующей системы. Сигналы, поступающие в эту систему, передаются из. нее в другие мозговые структуры, включая кору полушарий большого мозга, и приводят их в активное состояние. И, наоборот, снижение активности этой системы при отсутствии сигналов или посредством лекарств приводит к вялости и сонливости. Особенно ярко подобные явления можно наблюдать при травмах и кровоизлияниях мозга, сопровождающихся потерей сознания из-за выключения системы активации. Итак, бодрствование поддерживается непрерывным потоком стимулов, поступающих в эту систему по чувствительным нервам из окружающей среды, а также от органов и тканей тела. Изменения в потоке сигналов отражаются на уровень бодрствования, в котором выделяют три стадии. Начальная, или нижняя, - это переход от сна, когда человек уже не спит, но еще как бы отрешен от внешнего мира и углублен в себя. Средняя стадия - это нормальное бодрствование, далекое от сна, но не связанное с какой-либо очень активной деятельностью. Верхняя стадия напряженного бодрствования соответствует периодам интенсивной умственной деятельности, обычно сопровождающейся выраженными эмоциональными переживаниями. Резкое уменьшение потока информации приводит ко сну. Известно, что сон может наступать и без изменений и поступлении сигналов в мозг, а как результат утомления при длительной монотонной деятельности. Проявления сна знакомы всем: теряется контакт с внешним миром, движения почти отсутствуют, чувствительность притупляется, уровень активности внутренних органов снижается. Такая картина и дала основания рассматривать сон как отдых. Долгое время считалось, что во время сна отдыхает весь организм, спокойнее работает сердце, реже дыхание, расслабляются мышцы. Это верно, но не по отношению к мозгу. Доказано, что во сне функции мозга не просто снижаются, а перестраиваются. В сути этой перестройки дали возможность разобраться сначала исследования биотоков мозга, затем подход к мозгу как сложной биохимической системе или даже лаборатории.

Более 30 лет тому назад был открыт феномен "парадоксального", или "быстрого" сна, когда у глубоко спящего человека (впервые это было обнаружено у детей) на электроэнцефалограмме (кривой записи биотоков мозга) преобладали быстрые низкоамплитудные волны, обычно возникающие при бодрствовании. Раньше считалось, что всех людей можно разделить на видящих сны и не имеющих сновидений. Оказалось, что сновидения присущи всем людям, но помнят сны лишь те, которые просыпаются после завершения фазы "быстрого" сна. Ранее также думали, что сновидения носят кратковременный характер. Затем было выявлено, что они могут продолжаться долго, занимать столько же времени, сколько длились бы в реальной обстановке. Один из самых интересных факторов заключался в проявлении корреляции между степенью важности поступившей в мозг информации и длительностью, а также качеством быстрого сна. У людей, устойчивых к стрессовым психотравмирующим воздействиям, умеющим в силу своего характера неглубоко переживать неприятности, быстрый сон, как и весь остальной сон, обычно бывает менее продолжительным. Сновидения также занимают меньшее время, эти люди легче переносят нарушения быстрого сна. Отсюда был сделан вывод о важном значении быстрого сна в психической адаптации человека к сложным и быстро изменяющимся условиям жизни. В последующих исследованиях была установлена четкая возрастная динамика длительности "быстрого" сна, ее укорочение с возрастом ребенка. Наиболее важные трансформации происходят в первые годы жизни ребенка, когда имеют место и основные изменения в психической сфере. Выявлено, что у новорожденных детей на долю "быстрого" сна приходится половина всего сна (дневного и ночного), у детей в возрасте до 2 лет он занимает от 30 до 40 % всего сна. У дошкольников общая длительность "быстрого" сна равняется примерно 3 ч. Наконец, у детей 6-летнего возраста "быстрый" сон занимает 20-25 % от всей длительности сна, что почти соответствует показателям взрослых людей. Как можно объяснить наличие такой возрастной динамики? По общепринятой в настоящее время информационной теории, сон не представляет собой пассивного отдыха, во всяком случае для мозга, а является одним из видов сложной его активности. "Быстрый" сон находится как бы на пике этой активности. В исследованиях последних лет также установлено, что число битов (единицы количества информации), которое получает ребенок в дошкольный период, намного превышает показатели детей более старшего возраста и взрослых. Для переработки такой информации требуется затратить много времени, отсюда и возникает необходимость увеличения продолжительности "быстрого" сна. Некоторыми исследователями он рассматривается как основа системы внутренних стимулов, необходимых для ускорения развития нервной системы детей. В процессе развития происходит как бы замена внутренних стимулов импульсами, поступающими из внешней среды во время бодрствования. Поэтому "быстрый" сон у детей многие рассматривают как состояние, предшествующее бодрствованию. Интересно, что именно в этой стадии не только возникают сны, но и осуществляется интенсивный рост детей, так как секреция гормона роста гипофизом наибольшая и периоды быстрого и медленного сна. Измерив рост ребенка вечером, утром можно обнаружить прирост на 1-2 см, правда, часть его будет обусловлена увеличением за ночь толщины межпозвоночных хрящей.

Очень сложными и пока еще мало изученными представляются те процессы, которые происходят в нервных клетках во время бодрствования и сна. Речь идет о бесчисленных (за 1 с и в бодрствующем, и в спящем мозге осуществляются около 100 тыс. химических реакций!) химических процессах, от которых во многом зависит вся работа мозга. Наибольший интерес вызывают особые вещества, близкие по структуре к белкам, нейропептиды, играющие важную роль в проявлениях эмоций, памяти, ощущениях боли и др. Есть нейропептиды, вызывающие "медленный" сон. Однако у детей эти процессы пока еще мало изучены. Сама по себе возрастная динамика продолжительности сна, ее изменения с возрастом ребенка также заслуживают внимания. Имеются 2 неоспоримых факта - постепенное уменьшение длительности сна от рождения до возраста взрослых и чрезвычайная индивидуальная вариабельность, свойственная и взрослым, и детям, но выраженная у последних в гораздо большей степени. Нейрофизиологические исследования дали также возможность выявить точные временные параметры длительности сна и ее изменений у детей. Так, ранее считалось, что грудные дети в возрасте нескольких недель бодрствуют всего 2 ч в сутки. На самом деле оказалось, что период бодрствования занимает у них 8 ч, т. е. суток! В общей сложности младенцы лежат неподвижно и с закрытыми глазами в течение 5-6 ч, но не спят, а как бы о. чем-то размышляют. В первые 2-3 нед самый длительный период, непрерывного сна не продолжается у них более 4 ч, а дневной сон равен ночному, но уже в конце первого месяца жизни период непрерывного сна увеличивается до 8 ч, ночью дети спят вдвое больше, чем днем. К концу дошкольного возраста сон приобретает однофазный характер, и сутки делятся на периоды бодрствования в дневное время и сна ночью. Интересно и то, что вплоть до 7-8-летнего возраста дети не умеют дремать, поэтому стадия поверхностного сна у них отсутствует или бывает очень непродолжительной; нередко быстрый сон непосредственно сменяется бодрствованием. Были уточнены и скорректированы также средние показатели продолжительности сна у детей, которые оказались меньше имеющихся в литературе. Так, уже к 6-месячному возрасту сон в среднем занимает 14 ч, в 1 год - 13,5 ч, в 3 года - 13 ч, в 5 лет - 11 ч, в 6 лет - 10,5 ч, в 11 -12 лет - 9 ч. Считается, что современные дети спят меньше по сравнению с предшествующими молодыми поколениями. Это рассматривается некоторыми исследователями как проявление акселерации. Выявлена и уточнена возрастная динамика соотношений дневного и ночного сна. Если у новорожденных на день приходится около половины длительности сна, то уже на 2-м месяце жизни дневной сон составляет 40 % от общего сна, к 2 годам - до 15% и к 6 годам-до 1-3 % от всей длительности сна. Выявлено, что многие 6-летние дети и некоторые 5-летние не нуждаются в дневном сне, но в то же время для некоторых 7-8-летних детей он необходим. Поэтому ведущим принципом здесь должен быть индивидуальный подход, а не возрастной. Начиная с дошкольного возраста, т. е. с 3 лет, процесс засыпания проходит быстрее, чем у взрослых,, что объясняется большей интенсивностью двигательной и умственной активности в период  бодрствования. Вместе с тем сновидения в этом возрасте более продолжительные. Видят ли сны маленькие дети? Если судить по внешним признакам - вздрагиваниям, улыбкам, вскрикиваниям, то бесспорно видят. Какие сны им снятся? Основу детских сновидений составляет колоссальная информация, поступившая в мозг в период бодрствования. На взгляд взрослого, мир, окружающий младенца, не очень насыщен информацией, тогда как для ребенка он полон впечатлений; особенно по контрасту с той бедной информацией средой, которая была в период внутриутробного развития. На длительность сна у детей влияет множество факторов, из которых наибольший интерес, вероятно, представляет следующая зависимость. Чем более интенсивно и ускоренно осуществляется процесс психического развития ребенка, тем больше у него проявляется тенденция оставаться в бодрствующем состоянии. Засыпание у таких детей далеко не всегда проходит без затруднений. Однако именно эти дети в первую очередь нуждаются в оптимальном по продолжительности сне. Если ребенок систематически недосыпает или спит поверхностным, неглубоким сном, то это отрицательно сказывается на здоровье, состоянии нервной системы и даже на его внешнем виде. Неблагоприятные изменения происходят в состоянии многих систем растущего организма: понижается температура тела, падает обмен веществ, замедляется пульс, снижается артериальное давление. Давайте побываем в понедельник утром в детском саду и посмотрим на внешний вид детей. Те из них, которые в воскресный день дома не выспались, обычно бледные, вялые, инертные, раздражительные и капризные, не слушаются воспитателей, ссорятся с другими детьми, быстро устают. Все это произошло в результате недосыпания и других нарушений режима в семье. Столь же вялыми и инертными, с неохотой что-либо делающими выглядят дети, которые, наоборот, слишком много спали в выходные дни дома, что, правда, встречается не так часто. Еще с античных времен было известно, что излишний сон оказывает на организм человека столь же неблагоприятное воздействие, как и недосыпание. Божественный свинопас Евмей говорил Одиссею: "Сон неумеренный вреден". Очень хорошо сказал об этом выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский: "Излишний сон усиливает растительный процесс более, чем того требует деятельность животного организма, и делает человека вялым, мало впечатлительным, тупым, ленивым, увеличивает объем его тела - словом, делает его более растением. Вот почему воспитание, заботясь о гармоничном развитии человеческого организма, должно управлять и сном". Излишний сон развивает у ребенка флегматические черты, задерживает умственное развитие, нарушает функции сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Постепенно такие дети и подростки превращаются в людей ленивых и инертных, типа Обломова. Итак, обе крайности - как недостаток, так и излишек сна нежелательны. Как же определить оптимальную продолжительность сна для каждого ребенка? Важным критерием достаточности сна является поведение ребенка, но все же одного этого не хватит для точного определения. Конечно, с помощью приборов - полиграфов это можно весьма точно сделать, но где их взять? В нашей многолетней практике успешно используется следующий простой прием. Прежде всего надо добиться, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и вечером) засыпал в одно и то же время. Время дневного сна надо уточнить с воспитателем детского сада. Кстати, это обстоятельство вообще следует всегда выполнять для обеспечения полноценного сна ребенка. После 2-3 месяца выполнения такого режима в субботний или воскресный день проводится основной эксперимент. В тот час, когда у ребенка начинается дневной сон, необходимо создать все условия для его нормального осуществления: устранить посторонние звуки, удалить других людей из комнаты, где спит ребенок, выключить радио и телевизор в соседней комнате'.; и т.д. . Через какое-то время ребенок самостоятельно проснется, и это время покажет примерную длительность его дневного сна. Вечером эксперимент продолжается по той же схеме с определением длительности ночного сна.

Следует иметь в виду наличие выраженных индивидуальных различий в длительности сна. У взрослых эти колебания могут быть в диапазоне от 5 до 12 ч, у детей дошкольного возраста - от 8 до 15ч, хотя последние цифры встречаются как исключение, такие дети обычно нуждаются в неврологическом обследовании. Каждый родитель, желающий воспитать своего ребенка здоровым, должен четко себе представлять, что для того, чтобы сон детей был полноценным, необходимо создать благоприятные условия для него. Прежде всего остановимся на элементарных гигиенических правилах. Каждый ребенок со дня рождения должен иметь отдельную кровать. Спать вместе с родителями, братьями, сестрами плохо, так как они во сне будут тревожить друг друга и нарушать полноценность сна, при этом возникают условия и для передачи инфекции. Постель должна быть не слишком мягкой, а подушка - нетолстой. Матрац, на котором спит ребенок, должен быть жестким, а подушка не из пуха, а из мягкого пера. Постельное белье следует менять не реже 1 раза в 8 дней. Спать детям лучше в пижамах, около кровати должен находиться стул для складывания одежды. Кровать должна располагаться подальше об батарей центрального отопления. Ни в коем случае не следует кутать ребенка, надевать несколько одеял, так как он будет перегреваться, затем во сне раскрываться и охлаждаться. При температуре в комнате не более 18°С ребенок зимой должен укрываться тонким шерстяным одеялом с простынь. Летом в жаркие дни лучше спать под простыней, а весной и осенью - под байковым или тонким ватным одеялом. Иногда можно видеть, как ребенок спит, закрывшись одеялом с головой. Этого не следует допускать, так как будет затруднено поступление свежего воздуха и ребенок будет вдыхать собственные испарения.

Перед сном помещение должно быть проветрено, так как свежий и прохладный воздух способствует быстрому высыпанию. Поздний и обильный ужин мешает спокойному сну, поэтому ужинать надо не позже, чем за 1 - 1,5 ч до сна. Мясо, рыбу и бульоны на ужин давать не стоит, так как белок, содержащийся в них, будет долго перевариваться и это помешает засыпанию. Перед сном не следует детям давать кофе и шоколад из-за возбуждающего действия имеющегося в них кофеина. Вызвать нарушение сна у ребенка может излишнее беспокойство родителей. Если малыш ночью просыпается, то, как правило, не надо его укачивать, тем более не поднимать и не брать в свою постель. Надо просто его повернуть на другой бок и дать иногда немного попить. Затем ребенок сам должен заснуть. На крики детей лучше не реагировать, иначе можно стать рабом ребенка, тогда родители будут лишены покоя, а младенцы долго не будут засыпать. Многие родители обязательно стараются добиться того, чтобы дети спали только на правом боку. Это делать нецелесообразно, так как длительное пребывание в одном и том же положении может привести к нежелательным последствиям в виде, например, деформации грудной клетки, искривления позвоночника. Лучшей позой для сна ребенка является, пожалуй, поза на спине. Плохо также детям спать, поджимая бедра к животу, свернувшись "калачиком", так как это препятствует нормальному кровообращению. Перед сном необходимо искупать ребенка. Начиная с конца 2-го года жизни, можно приучать чистить зубы перед сном. Никогда не следует наказывать ребенка, приговаривая: "За то, что ты сейчас сделал, ты немедленно ляжешь спать!". Не надо связывать в сознании ребенка понятия "сон в кровати" и "наказание". В таком случае чувство вины помешает ему заснуть, затем он начнет бояться темноты. Богатое воображение будет рисовать ему всякие, в том числе и страшные, картины, сон станет беспокойным с кошмарными сновидениями. Поэтому надо взять за правило объясняться с ребенком в воспитательных целях до того, как наступает время сна. Тем самым ребенок может быть избавлен от тяжелых переживаний и ненужных отрицательных эмоций.

Также не стоит разрешать детям заниматься перед сном шумными подвижными играми, так как они мешают быстрому засыпанию и глубокому сну. Просмотр телевизионных передач после "Спокойной ночи, малыши" недопустим. В момент засыпания ребенка надо погасить яркий свет. Нередко дети дошкольного возраста, да и младшие школьники боятся спать без света. Чтобы ПС   травмировать   нервную   систему   ребенка,   не   стоит  каждый  раз гасить свет,  слыша  плач  и  просьбы  оставить  свет  зажженным.   Тогда   можно   включить  свет  в средней комнате или в коридоре, а дверь в комнату  оставить приоткрытой. Через некоторое время ее можно закрыть.  В спальню не должны по возможности "носиться посторонние звуки и шум. Утром после того, ж   ребенок  проснется,   не  надо  разрешать  ему  долго жать в постели, следует приучить его быстро вставать, собирать постель и вместе с родителями делать утреннюю зарядку. Наш век эпохи бурной научно-технической революции все более возрастающим потоком информации, ускоряющимся темпом жизни предъявляет высокие требования к нервной системе человека, в первую очередь подрастающего поколения. Поэтому одним из обязательных условий воспитания здорового ребенка является создание условий для здорового полноценного сна, который должен быть оптимальным по своей продолжительности и качеству, что обеспечит нормальное развитие нервной системы и других систем растущего организма.

Tags: ,